Владимир Михайлов: "Народное голосование не должно превращаться в профанацию."

Владимир Михайлов: "Народное голосование не должно превращаться в профанацию."
4 Августа 2011
У участников праймериз есть претензии к его организации.

В Костромской области проводимый партией «Единая Россия» совместно с Общероссийским народным фронтом праймериз (предварительное голосование за «кандидатов в кандидаты» на предстоящие выборы в депутаты Госдумы) близится к своему завершению. Уже состоялось голосование на пяти из семи площадок. Своими впечатлениями о ходе праймериз поделился один из его участников - депутат Костромской областной думы, директор предприятия «ФЭСТ» Владимир МИХАЙЛОВ. 

- Владимир Викторович, проведение народно-партийного праймериз уже ознаменовалось чередой скандалов в регионах. Может, вообще не стоило их организовывать, ограничились бы традиционным выдвижением кандидатов… 

- Плоха не сама идея праймериз, а ее воплощение на местах. Состязательность и демократичность такого способа отбора кандидатов не вызывает сомнений. И цель, обозначенная руководством партии при проведении праймериз, тоже понятна - выбор наиболее достойных, поиск новых людей и свежих идей, востребованных в обществе. 
Однако я считаю, что в Костромской области дискредитируется сама идея  праймериз. В первую очередь это проявляется в том, что многие кандидаты не присутствуют на встречах с выборщиками. На первой площадке в Костроме из 46 участников выступили только 17, в Галиче уже  12, и т.д. А некоторые участники праймериз не были ни на одной из пяти проведенных площадок.

- Возможно, отсутствие ряда кандидатов объясняется их большой загруженностью…

- Если человеку некогда участвовать в выборах, то как же он дальше будет работать? Я считаю, тут дело не в загруженности, а в  неуважении к избирателям. Люди приходят на встречи с кандидатами чтобы узнать об их программе, задать интересующие вопросы, и тот, кто отказывается от живого общения, не может рассчитывать на их поддержку. 
Однако у нас складывается парадоксальная ситуация - некоторые кандидаты, не посещающие площадки праймериз, находятся в верхней части рейтинга. Как такое возможно?

- А вам не кажется, что в нынешнем праймериз нет интриги и его победители определены заранее? 

- Действительно, есть такое ощущение. Я уже обратился в конфликтную комиссию, поскольку итоги голосования на  нескольких  площадках вызвали у меня, да и не только у меня, вопросы в связи с неожиданно резким ростом результатов  кое у кого из кандидатов. Я связываю это с определенным давлением на выборщиков, с применением административного ресурса. Так на первой площадке, проходившей в Костроме, к одной из выборщиц подошел внештатный сотрудник городского исполкома партии и прямо назвал кандидатов, за которых ей следует голосовать. Если выборщиков так «ориентируют», то я не понимаю смысла в проведении праймериз. 

- Может, вы так критикуете организацию праймериз потому, что рассчитывали на более высокий результат? 

- По итогам первых четырех площадок я занимал третье место, после пятой площадки переместился на четвертое. Вполне доволен таким результатом, поскольку на меня не работает ни административный ресурс, ни исполком.  Результат  показывает - то, что я говорю людям, те проблемы, которые я озвучиваю и пути решения которых предлагаю, находят у них отклик. Но я не хочу участвовать в чем-то для галочки, для обеспечения массовости.  

- В начале нашего разговора вы сказали, что задача праймериз - поиск новых людей. Но пока в нашей области их не видно. Более того, фаворитами рейтинга являются партийцы, а общественники находятся внизу списка. На ваш взгляд, почему так происходит?

- Действительно, в других регионах такого нет. Где-то лидером праймериз стал главный врач больницы, с нуля организовавший ее работу. Где-то первые строчки занимают представители творческой интеллигенции, известные спортсмены. У нас же нет лидеров общественного мнения вне власти и вне партии «Единая Россия». Возможно, это говорит о незрелости гражданского общества.

- Как Вы думаете, все ли участники праймериз собираются становиться депутатами Государственной Думы?

- Я считаю, что в списке должны быть только люди, которые реально готовы работать в качестве депутата Госдумы от нашей области. А от практики «паровозов» (хоть к ней во время выборов и прибегают все партии) необходимо отказаться. Об этом недавно заявил и координатор Народного фронта Вячеслав Володин. 

- Считаете ли вы оправданным участие в праймериз иногородних кандидатов, никак не связанных с нашим регионом?

- Убежден, что человек, представляющий в российском парламенте  Костромскую область, должен  жить здесь, иметь здесь корни, хорошо знать, что у нас происходит. А что касается аргумента, мол, москвичу легче решать вопросы в столице, у него есть связи, есть необходимые знакомства, - то  считаю эти ожидания сильно преувеличенными.  Надежды на то, что политик федерального масштаба сможет привлечь в регион федеральные средства, продвинуть наши интересы в Москве, как правило, не оправдываются. 

- А может, к праймериз возникает так много нареканий потому, что для нас эта технология пока нова и она еще не отработана? 

- И это обстоятельство, безусловно, играет свою роль. Так несовершенной пока является система определения выборщиков. Она не   понятна и не прозрачна. В итоге среди выборщиков мало молодежи, мало предпринимателей, а это определенным образом влияет на результаты голосования. 
Есть вопросы и к форме бюллетеня, не обеспечивающей защиту от фальсификации итогов голосования. Нет графы "против всех", что тоже мешает людям выразить свое отношение к кандидату.
Все это, конечно, можно учесть и исправить. Но главное, необходимо сделать так, чтобы праймериз не превратился в профанацию и не напоминал ситуацию с нерадивым школьником, который подгоняет решение задачи под имеющийся в конце учебника ответ
Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.