ССУДНЫЙ ДЕНЬ
2 Апреля 2012
С недавних пор при принятии изменений в областной бюджет (а происходит это практически на каждом пленарном заседании областной думы) депутатам раздаются таблички, в которых приведена динамика по основным параметрам главного финансового документа региона (доходам, расходам, дефициту) и сумме государственного долга. 

Сделано это по настоянию депутата Владимира Михайлова, который таким образом попытался привлечь внимание коллег к проблемам финансовой политики в области. И судя по тому, что в последнее время бюджетная тема звучит все чаще, а вопросы парламентариев становятся все острей, ему это удалось. 

Бюджет Костромской области был дефицитным на протяжении всей нашей новейшей истории. Губернатор Виктор Шершунов в свое время даже не скрывал, что не ставит перед собой такой задачи - сверстать профицитный бюджет. Логика была проста: наличие дефицита областного бюджета - хороший аргумент для получения дополнительного федерального финансирования. Мол, сами не справляемся, помогите деньгами. Позиция, может быть, не безупречная, но сводить «концы с концами» нам это позволяло. 
Еще одним «коронным номером» при выстраивании бюджетной политики при Шершунове было намеренное занижение плана по собственным доходам. Делалась это для того, чтобы у исполнительной власти всегда была этакая «заначка», формируемая за счет поступления сверхплановых доходов. Ведь доходы, заложенные в бюджете, четко расписаны по расходным статьям, а дополнительными поступлениями областная администрация могла  распоряжаться по своему усмотрению. Депутаты конечно в меру сил боролись с этой хитростью областных финансистов, и все же, как правило, финансовый год заканчивался с превышением фактических собственных доходов бюджета над плановыми.  

Новый губернатор избрал совершенно иную модель бюджетной политики. 

Выступая 25 октября 2007 года перед депутатами областной думы (тогда еще в статусе кандидата в губернаторы) Игорь Слюняев заявил: «Мы, команда профессионалов, должны поставить амбициозную задачу в разы увеличить расходные полномочия бюджета области. Как минимум, в два раза в течение ближайших двух лет за счет разных источников».  

Однако решить эту задачу ни за два, ни за 4 года не удалось. Безусловно, на то были и объективные причины, прежде всего пресловутый экономический кризис. И все же списать все неудачи бюджетной политики только на него не получится. Начиная с 2008 года план по собственным доходам не выполнялся, причем отставание было весьма существенным. Это приводило  к росту дефицита бюджета, росту кредиторской задолженности перед поставщиками товаров, работ и услуг, приобретаемых в рамках госзакупок, и  наращиванию объема государственного долга области. Только за 2009-10 годы госдолг увеличился на 5 млрд. рублей и сегодня он превышает 9 млрд. рублей. По соотношению величины госдолга к собственным доходам бюджета Костромская область с показателем 96% сегодня находится на 80-м месте среди 83 российских регионов. Для сравнения: в 2008 году объем госдолга не превышал у нас 40% от собственных доходов областного бюджета. А ведь кроме госдолга еще есть 3,3 млрд. рублей долгов муниципальных образований и миллиард просроченной «кредиторки». 

К сожалению, бюджет текущего года сверстан по тем же принципам, что и его предшественники: объем собственных доходов в нем почти на 2 млрд. рублей превышает факт прошлого года. Областные финансисты объясняют это тем, что на региональный уровень перешли некоторые налоговые доходы, ранее поступавшие в бюджеты муниципальных образований. И все же исполнение бюджета вызывает большие сомнения. Согласно данным областной администрации, за первые два месяца этого года собрано 1,252 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов. И хотя это больше, чем за аналогичный период прошлого года, но если сопоставить эту сумму с планом на год (11,267 млрд. рублей), то получится, что собрано лишь около 11%. 

Когда в конце прошлого года закон об областном бюджете на 2012 год рассматривался областной думой, депутат Владимир Михайлов в знак протеста против его принятия покинул заседание. И все же девятнадцатью голосами «за» (это необходимый минимум для принятия решения, поскольку в думе заседают 36 депутатов) бюджет был принят. 

«Я говорю: коллеги, за такой бюджет нельзя голосовать, - рассказывает Михайлов, - Мы сажаем область в долговую яму! Мы придем к тому, что госдолг превысит собственные доходы бюджета. Все депутаты это осознают, но, тем не менее, бюджет принимают». 

В этом году области необходимо рассчитаться по банковским кредитам на общую сумму в 5 млрд. рублей. Иного способа, чем рефинансировать долг (перекредитоваться) у нас нет. Но процентные ставки по кредитам с прошлого года заметно выросли, а значит, обслуживание новых кредитов обойдется области дороже. И если в прошлом году только на выплату процентов бюджет потратил 533 млн. рублей, то в этом году сумма будет еще больше. Выходит, что более полумиллиарда рублей ежегодно просто исчезают из бюджета - они не инвестируются в региональную экономику и не идут на социальную сферу. 

«Большие кредиты сами по себе ни хороши, ни плохи, - считает Владимир Михайлов. - Все зависит от того, как они работают. Я, к примеру, беру деньги в банке, чтобы инвестировать в развитие производства и получить еще больший доход. Полагаю, что так должен поступать всякий руководитель, в том числе и руководитель региона. Но мы видим совсем другую ситуацию: область идет к банкротству. Уже осенью может сложиться так, что в бюджете не будет хватать средств на выплату зарплаты бюджетникам и социальных пособий льготным категориям граждан. А это грозит социальным взрывом. Мне отвечают: «Да ладно, не спеши с выводами, нам помогут». Но на каком основании кто-то будет нам помогать? Разве у нас землетрясение? Пожар на всей территории? Или может быть потоп с цунами? Нет этого! А есть безответственность, возможно, безграмотность. Вот когда эти качества региональной власти будут внесены в перечень чрезвычайных ситуаций, тогда и можно будет принимать несбалансированный бюджет».
Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.