- Владимир Викторович, одно время Вы поднимали тему малой энергетики, но потом как-то к ней «остыли». А теперь опять возвращаетесь к этой проблеме. Почему?
- Этой темой я начал заниматься еще в 2004 году. В 2006-ом на заседании областного совета по развитию топливно-энергетического комплекса при губернаторе Шершунове я предложил разработать федеральную программу развития малой энергетики. В том же году, в ноябре, по просьбе Сергея Самойлова, бывшего в то время советником президента России, я выступил от администрации президента на международной научно-практической конференции в Москве с докладом на тему «Перспективы развития малой энергетики». Участники конференции поддержали мои идеи.
И все последующие годы я не уходил от этой темы. Просто, не увидев отклика на свои предложения со стороны власти, понял, что нужны не призывы к развитию малой энергетики, а конкретные технические решения для воплощения этой идеи.
- А может России малая энергетика действительно не нужна, раз есть большая? Сегодня Костромская ГРЭС работает далеко не на полную мощность. Да и производить любой товар (электричество – не исключение) в больших объемах всегда выгоднее…
- Да, на Костромской ГРЭС выработка электричества обходится дешевле, но, как говорится в пословице: за морем телушка - полушка, да рубль перевоз. Развитие малой энергетики как раз и позволит приблизить производство электроэнергии к потребителю. Вот представьте, если бы хлеб у нас пекли только в Москве и развозили его по всей стране. Он бы был, во-первых, дорогим из-за транспортных расходов и, во-вторых, некачественным из-за длительной доставки. Так же и с электричеством: необходимо, чтобы в каждом населенном пункте стоял свой генератор, и тогда электроэнергия станет дешевле из-за уменьшения потерь на транспортировку. Плюс можно использовать побочно вырабатываемое при производстве электроэнергии тепло. А то получается, что жители деревень, покупая электричество, платят дань городу.
Энергетика должна развиваться на всех уровнях – и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном. Но должна развиваться и малая энергетика, когда отдельное предприятие само обеспечивает себя электроэнергией.
Сегодня промышленность выпускает электрогенераторы, работающие на природном газе, у которых стоимость киловатт-часа меньше в сравнении с покупной электроэнергией. И это с учетом затрат на амортизацию. Такие примеры наглядно показывают, насколько высоки действующие у нас тарифы на электричество. Если можно было бы покупать электроэнергию непосредственно у электростанций, она была бы в разы дешевле. Но мы покупаем ее у сбытовых компаний, у которых киловатт-час стоит гораздо дороже.
- Вы сказали, что от призывов к развитию малой энергетики перешли к технической стороне проблемы. Это как?
- В свое время появление паровой машины не просто изменило технологический уклад, оно обеспечило переход к новому социально-экономическому строю. На мой взгляд, именно новое техническое решение в малой энергетике, возможно, революционная инновация в этой сфере, способны кардинально изменить нашу жизнь и ситуацию в стране.
Необходимо техническое решение, открытие, которое бы дало толчок научно-технической революции. Россия «проспала» две последние технологические революции – переход на цифровые технологии в 60-х годах и создание виртуальной и дополненной реальности - в 80-х – 90-х годах прошлого века. На уровне фундаментальной науки мы сильны, но на этапе внедрения уступили приоритет другим странам. Например, российские ученые Басов и Прохоров стояли у истоков создания лазера, но сегодня Россия закупает лазерные установки в США.
В советское время экономическая система не стимулировала предприятия использовать научные открытия и внедрять изобретения. А сегодня при рыночной системе появились частные компании, готовые вкладывать деньги в инновации, позволяющие получать высокую прибыль. Поэтому сегодня нам важно оказаться первыми в производстве продукции, которая будет востребована благодаря новой технологической революции. Если родиной технического решения, которое даст старт новой технологической революции, станет Россия, то мы, несомненно, от этого выиграем.
- А применительно к энергетике что, на ваш взгляд, может выступить в роли такой революционной инновации?
- Для того, чтобы приблизить производителя электроэнергии к потребителю, необходимо создать установку, работающую на доступных видах топлива. Сейчас я занимаюсь разработкой установки, работающей на древесной щепе и опилках. В Костромской области ежегодно образуется порядка 400 тысяч кубометров древесных отходов, из которых 136 тысяч просто выбрасывается. То, что газ не является самым экономически выгодным видом топлива, подтверждает тот факт, что завод «Кроностар» в Шарье отказался от него в пользу отходов деревопереработки. Да, теплотворность у щепы ниже, чем у газа, но экономически она, как топливо, все равно выгоднее. Тем более, что природный газ есть не везде. Почти треть России сегодня не газифицирована и есть такие населенные пункты, до которых газ не дойдет никогда.
На недавнем салоне «Архимед» в Москве я представил двигатель, работающий на сжатом воздухе. Он может являться частью двигателя внешнего сгорания, который будет работать на различных видах топлива (на дровах, опилках, угле, соломе, торфе), а может использоваться и самостоятельно как автомобильный двигатель. Писатели-фантасты предсказывали, что в будущем машины станут ездить на воздухе, и вот это время приходит.
2017 год в России объявлен годом экологии, и мой двигатель на сжатом воздухе как раз является примером экологически чистого двигателя для автомобиля.
Началась новая технологическая эра, в которой основную роль будут играть устройства, вырабатывающие экологически чистую электрическую и механическую энергию. Благодаря этому мы сможем сохранить нашу Землю для потомков.
P.S.: По итогам салона изобретений и инновационных технологий «Архимед» разработки Владимира Михайлова завоевали сразу несколько наград. Золотой медалью был отмечен водометный движитель для катеров, «бронза» досталась газотурбинной установке и испарителю для получения безалкогольного вина. Автору этих и других представленных на выставке изобретений вручили также Кубок регионов, которым были отмечены только десять региональных экспозиций из представленных пятидесяти.
Заинтересовавшись представленным на «Архимеде» работающим на сжатом воздухе двигателем Владимира Михайлова, специалисты Института машиностроения им. А.А. Благонравова Российской академии наук совместно с Костромской областной организацией ВОИР проводят семинар-совещание по проблеме «Оценка потенциальных возможностей развития и применения пневматических автономных приводов». Мероприятие пройдет 15 июня на базе Костромского государственного университета.