«ФЭСТ»: четверть века первый и быстрый

«ФЭСТ»: четверть века первый и быстрый
6 Февраля 2015

Публикация в "Костромском бизнес журнале" №2 от 6.02.15

В последние годы Кострому пытаются позиционировать как родину Снегурочки, колыбель царских династий, ювелирную и сырную столицу. Между тем многим россиянам и даже жителям зарубежья Кострома известна как местонахождение группы предприятий «ФЭСТ».

В феврале костромскому бренду исполняется 25 лет. Согласитесь, немногие региональные торговые марки могут похвастаться таким солидным возрастом.

«Костромской бизнес-журнал» предложил Владимиру Михайлову, создателю и бессменному руководителю группы предприятий «ФЭСТ», оглянуться назад и всмотреться вперед, чтобы подвести промежуточные итоги и оценить перспективы дальнейшего развития его детища.

- Владимир Викторович, почему вы выбрали для предприятия такое название? Что зашифровано в этом слове?

- Первым предприятием, которое я организовал в 1990 году, был кооператив «Пульс». Почему «Пульс», объяснить точно не могу, возможно, потому что пульс постоянно должен биться или стучать - это его жизнь. Но я всегда считал, что нельзя увязывать название предприятия с видом деятельности, поскольку он может в дальнейшем поменяться. И еще я был убежден, что название должно быть одно коротким, желательно явно ничего не обозначающее.

Затем в силу изменений законодательства появилась возможность поменять правовую форму предприятия, и я решил создать товарищество с ограниченной ответственностью - ТОО «Пульс». Но когда пришел регистрировать новое предприятие, мне сказали, что ТОО «Пульс» уже существует, поэтому нужно выбрать другое название. В то время я изучал английский язык и, вспомнив, что по-английски «фёст» - первый, а «фаст» - быстрый, решил назвать предприятие «ФЭСТ». Уже позже узнал, что по-немецки «фэст» - это праздник, отсюда и слово «фестиваль», «Октоберфест».

- И как, получается у «ФЭСТа» быть первым, быстрым и праздничным?

- Я никогда не видел смысла в том, чтобы работать как все. А недавно прочитал, что самый успешный китайский предприниматель признался в том, что он отвергает новое направление работы, если его поддержали более 90 процентов специалистов. Логика проста: когда выгода от занятия чем-либо очевидна, то этим будут заниматься многие

Мое окружение скептически относилось к некоторым моим начинаниям, будь то аптечки или бандажи. Правда, по детским удерживающим устройствам сомнений было уже меньше, поскольку все мои прежние направления оказались успешными.
Мои идеи опережают время лет на 10-15. Например, у нас сейчас работает специалист, которому в 1991 году я предлагал вместе начать производить одноразовую посуду. Тогда я говорил, что скоро это будет очень востребовано в общепите. Сегодня совершенно очевидно, что я был прав.

- Вы относитесь к предпринимателям «первой волны» в постсоветской истории. Тогда было легче организовать свое дело?

- Конечно, тогда было легче, не было такой конкуренции.

Сегодня я переживаю уже четвертое поколение предпринимателей. Первыми были предприниматели-кооператоры, которые организовали свои кооперативы при заводах. Но их век оказался не долог.

Потом было время, когда торговцы давали производственникам деньги только под обещание выпуска продукции, потому что полки в магазинах были пусты. Но вскоре рынки наполнились товарами, и эта «вторая волна» тоже ушла.

Еще один тип ушедших в небытие российских бизнесменов просуществовал до кризиса 1998 года, когда резкий рост курса доллара сделал невыгодным перепродажу импортных товаров.

И у многих представителей нынешнего поколения предпринимателей дела идут неважно, уже видно «дно» их бизнеса. Мелких производителей вытесняют крупные федеральные, а то и транснациональные компании, с которыми невозможно конкурировать по объективным причинам. Если ты не завоевал лидирующие позиции в своем секторе, то у тебя меньше шансов удержаться при нынешней конкуренции и сложной ситуации в экономике.

- Предполагали ли вы 25 лет назад, создавая собственное предприятие, что оно станет таким успешным и большим?

- Каких-то грандиозных планов я тогда, конечно, не строил, просто решал задачу, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра, лучше, чем сегодня. Загадывать, каким будет создаваемое тобой предприятие, сложно. Да и градация - малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес весьма условна. Если сегодня сравнивать «ФЭСТ» с маленьким предприятием, то его можно назвать большим, а в сравнении с транснациональной компанией это просто пылинка. Я думаю, что дело не в величине, а в устойчивости компании.

Мне всегда хотелось выйти на такой уровень, когда для работы необходим самолет или вертолет. И речь не о покупке самолета ради того, чтобы он у тебя был, а о том, чтобы затраты на полеты были оправданны за счет получаемой экономии времени.

- Сложно быть руководителем предприятия?

- Руководить предприятием, особенно в России, это как идти по минному полю - вокруг масса опасностей. Руководитель постоянно находится в таких условиях, когда за каждое слово и тем более за подпись на документе он отвечает деньгами, ведь любое неверное решение - это финансовые потери. Плюс постоянно меняющиеся «правила игры» (законодательство).

Особенно сложно реальному сектору экономики. Чем отличается производство от торговли? Если в торговле необходимо иметь 100 наименований товаров, то когда у тебя 101 - это хорошо, 99 - тоже неплохо. А на производстве если у тебя используется 100 комплектующих, то 101 тебе не нужно, а при 99 стоит все производство.

- Какую часть вашего времени занимает работа?

- На разные направления деятельности я трачу разный процент времени. Например, стараюсь, чтобы 50 процентов шло на новые разработки. Но пока, как не пытаюсь, больше 30 процентов не выходит. Это как с детьми: нет любимых и нелюбимых детей, но есть дети, которые требуют к себе большего внимания. А ведь кроме работы у меня есть еще и депутатская деятельность, и личная жизнь.

Сегодня я стремлюсь автоматизировать большинство процессов, создать систему, при которой работники совершали бы как можно меньше ошибок. Еще Карнеги писал, что человек, который принимает хотя бы 50 процентов правильных решений, обязательно добьется успеха.

- Владимир Викторович, у вас есть девиз, жизненное кредо?

- Работать больше, чтобы не уставать от жизни. Не могу сказать, что я весь такой неутомимый, но за все 25 лет у меня никогда не возникало ощущения, что я могу отойти от дел, самоустраниться от руководства предприятиями. И если быть откровенным, то это не потому, что я настолько трудолюбив. Я бы с удовольствием отошел в сторону, если бы был уверен, что без меня все работает не хуже, чем со мной. Но я вынужден вмешиваться в процесс, если вижу, что мое вмешательство необходимо.

- Группа предприятий «ФЭСТ» является многопрофильной. Но, наверное, есть какое-то главное направление?

- Если считать главным первое, то это аптечки. Сегодня мы выпускаем не только автомобильную аптечку, а более сорока видов различных аптечек.

С другой стороны, есть все основания считать главным нашим направлением производство продукции для беременных и кормящих женщин. Это и нижнее белье, и бандажи, и верхний трикотаж, и одежда для малышей. Так что мы можем четко определить нашего покупателя, это будущая мама или мама с маленьким ребенком.

- С чем вы связываете перспективы дальнейшего развития ГП «ФЭСТ»?

- С продажей компьютерных программ, и в частности «Программы Михайлова управления персоналом».

Кроме этого в настоящее время я пишу программу управления предприятием. Ведь когда мы приобретаем какую-то бытовую технику, то к ней обязательно прилагается инструкция. Я считаю, что и для предприятия можно создать такую же инструкцию, причем, независимо от его масштаба и вида деятельности. Это как с автомобилями: легковые машины во многом отличаются от грузовых, но и у тех, и у других есть колеса, двигатель, топливный бак, аккумулятор, руль и т.д. Так и на предприятиях: везде есть бухгалтерия, кадровая служба, отдел снабжения, отдел маркетинга и т.д.

Конечно, нужно понимать, что сама по себе программа, какой бы хорошей она ни была, работать не будет. Программа не обеспечит успех, но она может помочь в его достижении.

- А кроме программ?

- Еще одно направление, которым я сегодня занимаюсь, это отопительный котел, работающий на различных жидких видах топлива, от растительных до углеводородных. Идею такого котла я стал обдумывать еще в армии, когда служил в танковой дивизии. При выезде на полигон мы пользовались «Полариусами», которые работали на солярке и не имели никакой автоматики. Заливаешь в него ведро солярки, он гудит, разогревается добела, дает много тепла, но потом через какое-то время остывает. Я нашел, как можно такой котел оснастить регулировкой и встроить в водяную систему отопления. Думаю, если бы я сделал это в армии, то стал бы самым популярным в полку человеком и после каждого выезда на полигон командир полка отпускал бы меня в отпуск.

- Но сегодня существует бесчисленное множество различных котлов. Чем ваш будет лучше?

- Главное преимущество моего котла - для его работы не требуется электричества, движение воды осуществляется за счет конвекции. И в то же время котел безопасен, поскольку в нем используется электромагнитный клапан, который в случае нештатной ситуации просто прекратит подачу топлива. Кстати, это позволяет нам пройти сертификацию, которая даст возможность котлу попадать в проекты, а также легально использовать его для отопления тех же гаражей.

Также сегодня мы работаем над созданием котла либо на опилках, либо на дровах, который будет работать без дополнительной загрузки больше 12 часов. Почему именно 12 часов? Чтобы человек мог спокойно спать в течение всей ночи, не подкладывая топливо.

Я считаю, что если за 25 лет мы освоили только 3 направления бизнеса, а в ближайшей перспективе к ним добавятся еще 3, то это уже много.

- И при этом вы еще не упомянули про винты…

- Винты я изобрел более 10 лет назад. Сначала это были винты для водного транспорта уникальной конструкции, позволяющей экономить до 10 процентов топлива. За счет такой экономии винт окупает свою цену за месяц-два работы.

И второе, над чем я работаю, это воздушные винты, как основа для установки, которая должна плыть против ветра. По моим расчетам, чем сильнее ветер, тем быстрее катер, оснащенный такой установкой, пойдет против ветра. Здесь мне важен даже не столько экономический эффект. Мной движет желание доказать, что это в принципе возможно. Я даже вижу в этом какой-то смысл, поскольку вся моя жизнь это движение против течения и против ветра.


Галерея

Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.