ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ИГРА В ОДНИ ВОРОТА

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ИГРА В ОДНИ ВОРОТА
17 Апреля 2012
Быть предпринимателем непросто, в Костромской области - особенно

Есть такая шутка: «Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее надо меньше кормить и чаще доить». Кажется, именно такую методу взяли на вооружение костромские власти при выстраивании отношений с бизнесом. Повышение попенной платы для лесозаготовителей и  пересмотр кадастровой оценки земли, создание комиссий по мобилизации доходов и совета по инвестициям при губернаторе, учреждение института финансовых уполномоченных и борьба с наружной рекламой в Костроме… Немало испытаний выпало на долю костромских предпринимателей в последние несколько лет. 

Почему же благие намерения областных властей не приносят желаемого результата? Вот как на этот вопрос отвечает предприниматель с более чем двадцатилетним стажем, директор группы предприятий ФЭСТ, депутат областной думы Владимир МИХАЙЛОВ.  

- Владимир Викторович, региональные власти гордо рапортуют об увеличении числа предпринимателей, о положительной динамике развития малого и среднего бизнеса. Вы согласны с такими оценками?

- Действительно, идет рост налоговых поступлений от малого бизнеса. Но я бы сказал, что это происходит скорее вопреки усилиям региональных властей. 

Костромская губерния всегда была сильна предпринимателями. Возможно, потому, что людям больше силы-то приложить некуда. Как ребенок, выросший в семье с низким достатком, более приспособлен к жизни, так и костромичи в условиях слабого промышленного развития области оказались более активны и успешны в предпринимательстве. 

Но я сегодня не вижу предпосылок для развития бизнеса. Налоги у нас самые высокие, все проекты утверждаются только через инвестсовет, который берет на себя функции различных контролирующих органов. Там инвестору говорят - ты не должен сокращать штат работников. Но он пришел с новой технологией и ему не нужно сто работников, а нужно десять человек. Да, он будет развиваться, увеличивать объем продаж, и со временем сможет трудоустроить большее количество людей. 

На заседании областной думы директор департамента лесного хозяйства признался депутатам, что многих инвесторов пугает огромный перечень документов, которые необходимо представить на совет по инвестициям, и они сразу отказываются от своих намерений. 

Хорошо хоть приостановили работу комиссий по мобилизации доходов, ведь ничего кроме слухов о борьбе с бизнесом в Костромской области они не давали. 

- То есть никакой поддержки костромские предприниматели не получают? 

- Сказать, что совсем ничего не делается, нельзя. Во всяком случае, предприятиям, производящим продукцию и продающим ее за пределы России субсидируется ставка по кредиту. Это мера поддержки применяется на региональном уровне. К примеру, продукция ФЭСТ поставляется в Казахстан, и мы пользуемся таким правом. Но опять же, для получения этой субсидии замучаешься что-то доказывать департаменту экономического развития и торговли. 

- На последнем заседании областной думы в первом чтении депутаты приняли закон о снижении ставки налога для предпринимателей, работающих по «упрощенке». Но заключение губернатора на этот законопроект было отрицательным. На Ваш взгляд, почему?

- Потому что губернатор считает, что из-за снижения ставки этого налога областной бюджет недополучит 71 млн. рублей. Но в данном случае говорить о выпадающих доходах это все равно, что оценивать айсберг только по видимой его части. Сегодня речь идет о выживаемости бизнеса. 

Я вообще не вижу смысла в снижении ставки на 3 процентных пункта и уже внес в комитет поправку, предлагающую снижение ставки налога для производственной сферы до 5 процентов. И даже если закон будет принят в такой редакции, то это всего лишь поставит наших предпринимателей в такие же условия, как в соседних регионах. 

Этот закон называют шагом навстречу бизнесу, неким сигналом. Но в экономике нет сигналов, позывов: либо ты платишь высокие налоги и становишься неконкурентоспособен, либо налоги снижаются, и ты развиваешься. Предприниматели, занимающиеся торговлей в Костроме могут и не чувствовать того, что у нас высокие налоги, потому что тот, кто торгует рядом, платит столько же. А вот когда ты продаешь свою продукцию, например, в Москве, и вынужден конкурировать с производителями из других регионов, где налоговые ставки ниже, то сразу чувствуешь, что ты поставлен в менее выгодные условия.

Вообще я против того, чтобы регионы сами устанавливали налоговые ставки. Это приведет только к тому, что экономически сильные регионы станут еще сильней, поскольку они смогут позволить сделать низкие ставки, а слабые станут еще слабей, поскольку власти там будут задирать ставки по максимуму.

- В свое время Вы предлагали ввести должность замгубернатора, который бы курировал промышленность. Какова судьба этого предложения?

- На любом предприятии номер один - это сбыт, который приносит деньги. Поэтому и во власти должен быть человек, который бы отвечал за рост доходов бюджета. Пусть это будет не замгубернатора, а директор департамента экономики и промышленности, но он должен отвечать за развитие экономики и наполнение бюджета и регулярно отчитываться, насколько увеличилось поступление налогов благодаря его работе. 

- Как Вы относитесь к модному сегодня понятию «социальная ответственность бизнеса»? 

- Словосочетание «социальная ответственность бизнеса» я бы отнес к разряду самых смешных и глупых. Предприниматель должен работать в рамках закона, платить все налоги, и за это ему не надо говорить «спасибо», это его обязанность. А если он по своему желанию несет дополнительную нагрузку, у себя на предприятии или как-то иначе, то он уже заслуживает благодарности. Но нельзя от него этого требовать. Ведь с чиновников никто не требует направлять свои деньги на благотворительность, на решение социальных задач. И нельзя на основании того, кто сколько пожертвовал на благое дело говорить, что вот этот предприниматель хороший, а этот - плохой. Каждый исходит из своих возможностей. 

- А что, по-вашему, нужно сделать региональным властям, чтобы изменить ситуацию, дать толчок экономике? 

- Нет какого-то простого решения. Открыть нефтяную скважину или найти большой алмаз не получится. Прежде всего, нужно ежедневно, кропотливо  работать. Нужно создать бизнесу условия, как минимум, не хуже, чем в соседних регионах - Ярославле, Иваново, Вологде, Кирове. И чтобы чиновники каждый день могли сказать, что они конкретно сделали для того, чтобы бизнес развивался. 

Власти должны относиться к предприятиям, как к своим детям. В Германии если ты открываешь предприятие, на котором работает сто человек, то глава региона приглашает тебя и всем своим заместителям, помощникам говорит: «Это для меня - главный человек. Все, что он скажет, вы должны исполнить». А у нас губернатор заявляет, что экономика - это неточная наука. 

- А может, только Вы так критически оцениваете сложившиеся в области условия ведения бизнеса?

- Да все наши предприниматели стонут от инвестсовета, от высокого налогового бремени, от административного давления. Предпринимателей, которых бы устраивала такая ситуация, я не встречал. 

А вот как о взаимоотношениях региональной власти и бизнеса и о  деловом климате в нашей области высказываются другие костромские предприниматели и те, кто связан с этой сферой в силу рода занятий. 

Предприниматель Олег ЛУКАЧЁВ, Шарья: «Общую атмосферу предпринимательства в нашей области трудно назвать оптимистичной. 

Местные власти вроде и идут на диалог с предпринимателями, но видно, что  не по собственному желанию, а по указке сверху. Особенно это было заметно в предвыборный период, когда власти старались продемонстрировать, как они готовы идти навстречу бизнесу, поддерживать, помогать в решении проблем. Но на таких встречах было видно, что чиновники совершенно к ним не подготовлены, из-за чего конструктивного диалога не складывалось. 

Шарья достаточно удалена от областного центра. Настолько, что у нас периодически возникает идея выйти из состава Костромской области и присоединиться к Нижегородской, Кировской или Вологодской области. И если раньше это больше воспринималось как шутка, то сейчас многие к такой возможности стали относиться серьезно. 

Да, в последнее время в отношении к бизнесу есть небольшой разворот, но пока он слабо чувствуется, и доверия к властям, в первую очередь к местным, со стороны предпринимателей нет». 

Председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Костромской областной думы Сергей ГАЛИЧЕВ: «29 февраля состоялась инициированная «Деловой Россией» встреча предпринимателей с губернатором, на которой многие проблемы были сняты. Но у меня возникают вопросы по исполнению тех решений, которые были тогда приняты. Непонятно, почему до сих пор в Костроме не проведен конкурс на размещение рекламных конструкций. Происходят задержки с оформлением различной разрешительной документации. С одной стороны закон о защите прав потребителей обязывает предпринимателей размещать вывески и указатели, а с другой, мэрия в течение двух-трех месяцев не может выдать разрешение на вывеску для продовольственного магазина. 

Надо сказать, что предпринимательское сообщество зачастую само инертно. Бизнес не готов отстаивать свои права в суде, он скорее пытается решать проблемы какими-то сомнительными с точки зрения закона способами. 
Что касается отрицательного заключения губернатора на законопроект о снижении налоговой ставки по «упрощенке», то это нормально. Губернатор должен отстаивать интересы бюджета. Другое дело, что при снижении ставки по «упрощенке» никто не посчитал мультипликативный эффект от такого шага. По моему мнению, бюджет вряд ли что-то потеряет, поскольку предприниматели смогут повысить зарплату работникам, а значит, вырастут поступления от НДФЛ». 

Предприниматель Максим ПОСТНИКО« 2006-2007 году уровень  деловой активности и комфортности условий для бизнеса в Костромской области были очень высокими, а культура взаимоотношений власти и бизнеса - значительно выше. 
Для того чтобы стимулировать развитие малого бизнеса нужны не только разумные налоги, но и позитивное отношение к предпринимателям, как  к классу. А у нас бизнес виноват во всем. Хотя именно на предпринимателях многое держится. И, возможно, в перспективе малый бизнес будет формировать больше половины доходов бюджета. Но надо создать ему комфортные условия. Это зависит и от федеральных, и от региональных, и от местных властей. Сегодня в отдельных отраслях малый бизнес просто выживает и без поддержки ему просто не обойтись. Да, власть реагирует на наши призывы, но реагирует с большим запозданием. 

Я думаю, власти не особо намерены помогать представителям малого бизнеса потому, что к их огромному сожалению эти люди на выборах будут голосовать не за представителей этой власти. 
И еще такой момент. У нас и власть, и все контролирующие инстанции работают с предпринимателями, которые на виду. Это касается и вызовов на всякие комиссии, и проверок, и просьб о благотворительности. Получается, что те, кто ушел «в тень», находятся в выигрышном положении».

P.S.: На прошлой неделе прокуратура опротестовала постановление администрации Костромской области, касающееся разработки административных регламентов осуществления муниципального контроля. Принятый областными чиновниками документ позволял органам муниципального контроля взимать денежные средства с субъектов проверки за услуги контролирующей организации. Иными словами, мало того, что предприниматели содержат контролеров, платя налоги, пополняют казну, оплачивая штрафы за выявленные проверяющими нарушения (ведь кто ищет, тот всегда найдет), так они еще, по мнению костромских чиновников, должны оплачивать «услуги» по проведению проверок. Как говорится, приехали…
Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.