Осень - традиционное время для «подсчета цыплят». О своем видении недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего Костромской области в контексте бюджетного процесса и экономического развития региона рассказал депутат областной Думы Владимир Викторович МИХАЙЛОВ.
- Наш бывший губернатор, Игорь Слюняев, нынче активно пишет в Facebook. Недавно он затронул тему долгов областного бюджета, про которые, как он считает, говорят его недоброжелатели, среди которых были упомянуты, в том числе и Вы…
- Не «в том числе», а «прежде всего». Слюняев считает, что упреки в его адрес звучат с моей подачи. Но давайте обратимся к фактам: к концу 2008 года собственные доходы областного бюджета составляли 8,5 млрд рублей, а госдолг - 3,3 млрд рублей, то есть менее 40 процентов. И хотя Слюняев в то время уже возглавлял область, но эти цифры скорее заслуга губернатора Шершунова и депутатского корпуса.
А что произошло дальше? Начиная с 2009 года, государственный долг ежегодно увеличивался на несколько миллиардов рублей и к началу нынешнего года превысил 9 миллиардов, а соотношение госдолга к собственным доходам достигло 97 процентов.
В качестве оправдания такого роста назывался экономический кризис. Вероятно, кризис сыграл определенную роль. Но когда в январе 2011 года я участвовал в работе комиссии по оптимизации социальных выплат, то задал Слюняеву вопрос: «Как так, кризис был в 2008-2009 годах, и тогда не принимались решения по сокращению социальных расходов, а теперь, когда со всех трибун и экранов говорят, что страна преодолела последствия кризиса, Вы вдруг решили их сократить?». На что он мне ответил: «Все регионы сделали это в 2008 году». Тогда встает вопрос, а почему наша область не сделала этого тогда? Для людей это решение было бы понятно. А не сделали потому, что областная администрация хотела показать Москве хорошую отчетность. Мол, Костромская область в отличие от других регионов не уменьшила меры социальной поддержки, вот какие молодцы.
Но к чему это привело? На 2009 год было запланировано 12 миллиардов собственных доходов, а получили только 7,5. Вот эта пропасть в 4,5 миллиарда и вынудила брать взаймы.
Я вспоминаю выступление губернатора на заседании Думы, когда он говорил: «Нужно ставить амбициозные цели». А я считаю, нужно ставить амбициозные, но, в то же время, реальные цели. В кризис нужно было работать по принципу пожарной команды - тушить, где горит, и исходить из реальных возможностей бюджета. Нежелание корректировать сверстанный до кризиса бюджет и стало стратегической ошибкой региональных властей.
- Владимир Викторович, Вы похвалили депутатов за бюджет 2008 года, но ведь рост госдолга в последние годы происходил с согласия областной Думы, поскольку именно депутаты утверждают все изменения в бюджет.
- Винить депутатов, я думаю, неправильно.
Депутат всегда будет голосовать за увеличение расходов, ведь это строительство новых объектов, увеличение социальной помощи.
Депутаты поверили Слюняеву, обещавшему рост собственных доходов. Когда я разговаривал с коллегами, говорил, что расходы ничем не подкреплены, многие отвечали: «Но ведь это же вопрос доверия к губернатору».
- Не так давно первый заместитель губернатора Иван Корсун сообщил, что исполнение областного бюджета идет хорошо, план по доходам выполняется на 99 процентов…
- Когда Слюняев летом прошлого года отчитывался в областной Думе, он тоже рассказывал, как хорошо у нас исполняется бюджет. Тогда области даже удалось сократить госдолг на 80 миллионов, но к концу года были взяты новые кредиты, ведь все основные расчеты с подрядчиками происходят осенью.
Так что я считаю это лукавством, тем более, что Корсун, как никто другой, знает о сезонности в исполнении бюджета.
В продолжение темы о наших успехах могу признаться, что меня удивил недавний доклад губернатора Сергея Ситникова Президенту. Оказывается, наш регион стабильно развивается, к нам активно идут инвесторы, а местные предприятия демонстрируют уверенный рост. Но ведь в июле губернатор выступал перед депутатами областной Думыс отчетом за 2011 год, и приводил другие данные: внутренний региональный продукт у нас в три раза меньше, чем в среднем по Центральному федеральному округу, то же самое по объемам инвестиций, область сильно закредитована. Складывается такое ощущение, что на встрече с Президентом речь шла о каком-то другом регионе. Так где же все-таки правда?
- А что, по-Вашему, необходимо предпринять новой региональной власти, чтобы все-таки переломить ситуацию?
- Для того, чтобы регион становился самодостаточным, необходимо развивать производство. Губернатор Ситников заявил, что у нас нет крупного предприятия, способного стать локомотивом и вытащить регион. Значит нужно помогать развиваться всем предприятиям. Но я пока не вижу управленческих решений новой команды, которые бы этому способствовали. Пока есть только декларации о намерении снизить арендную плату за землю, попенную плату. Вместе с тем закон о снижении ставки налога для предпринимателей, работающих по «упрощенке», так до сих пор и не принят.
Нам, прежде всего, нужно создать условия для бизнеса не хуже, чем в соседних регионах. Это касается и стоимости электроэнергии, и налоговых ставок, и трудовых ресурсов. И еще чиновники должны понять, что не мы для них, а они для нас. Только в этом случае что-то изменится.
- Одним из возможных вариантов преодоления бюджетного дисбаланса, возможно, станет сокращение социальных расходов, которое частично уже произошло. Как Вы относитесь к подобным шагам?
- Если мне, как руководителю предприятия, не хватает средств, то первым делом я принимаю все необходимые решения для наращивания доходов. И только если после этого денег все равно не хватает, остается урезать расходы. Так и в области: сначала примите исчерпывающие меры по наполнению бюджета, а уж потом урезайте расходную часть. Но я не вижу, чтобы необходимые решения в экономической сфере принимались, поэтому выступаю против экономии на социальной политике. Если уж сокращать расходы, то по всем статьям пропорционально, начиная с администрации и Думы, а никак не с самых беззащитных и малоимущих.