Владимир Михайлов: «Не надо сравнивать Россию с Китаем»

Владимир Михайлов: «Не надо сравнивать Россию с Китаем»
2 Октября 2013
Публикация в "Костромской Народной газете" от 2.10.13

В мае этого года депутат Костромской областной думы Владимир Михайлов направил президенту России Владимиру Путину письмо, в котором содержалось пять предложений по поддержке отечественной промышленности. На днях на это письмо был получен ответ. Правда, не из администрации президента, а из Министерства финансов, и не по всем пяти пунктам, а только по трем.

- Владимир Викторович, вы удовлетворены реакцией на ваше письмо?

- Нет, я считаю это отпиской на мои конкретные предложения.

Например, я предлагал проводить финансовую политику таким образом, чтобы инфляция в стране не опережала рост курса основных иностранных валют. Поясню, о чем идет речь. Предположим, российское предприятие производит товар стоимостью 30 рублей, а иностранный конкурент может поставлять такой же товар по цене полтора доллара, то есть при курсе 30 рублей за доллар - 45 рублей. На Западе инфляция минимальна, поэтому и цена там не меняется годами и даже десятилетиями. А у нас инфляция последние несколько лет варьировалась от 6 до 12 процентов в год. Это значит, что стоимость произведенного у нас товара постоянно растет из-за увеличения стоимости сырья, электроэнергии, транспортных расходов, заработной платы и т.д. Соответственно наш товар становится неконкурентоспособен.

- А как государство может это регулировать?

- Оно просто должно перестать влиять на курсы валют, отказаться от так называемого «валютного коридора». Кому нужно такое укрепление рубля? Только иностранным производителям, которые благодаря этому завоевывают российские рынки. А для отечественной экономики это губительно.

- Какие еще предложения содержались в вашем письме президенту?

- Я предложил разработать программу для стимулирования внедрения инновационных технологий российскими предприятиями.

В свое время Кудрин, будучи министром финансов, заявил, что внедрение новых технологий не требует поддержки государства, поскольку инновационные продукты выгодно производить. На самом деле любой новый продукт очень трудно вывести и продвинуть на рынке.

Сегодня мы находимся на одном из последних мест по внедрению чего-то нового. И нам нужно пробовать, экспериментировать, но на уровне государства для этого ничего не делается.

- А Сколково, а «Роснано», разве это не попытки развития инноваций на государственном уровне?

- Я считаю, что Сколково - это одна из самых больших глупостей последнего времени. Это все равно, что построить в России одну хлебопекарню и пытаться накормить всю страну производимым там хлебом. Да, в Америке есть Кремниевая долина, но ведь там же на каждом производстве работают свои технологи, конструкторы, изобретатели.

Когда иностранцы приходят в Россию и организуют здесь производство, они не делятся с нами технологиями. Здесь они размещают сборочные производства, но все конструкторские подразделения оставляют у себя.

Я их прекрасно понимаю, поскольку на предприятии «ФЭСТ» есть свои конструктора, есть экспериментальный участок, есть участок по разработке пресс-форм и т.д. Но если я буду размещать производство в другом городе, то там мне будут нужны только рабочие специальности. Точно так же поступают и иностранцы. Поэтому зря сегодня все говорят о Калуге, как о примере успешного развития региона за счет иностранных инвесторов - там организована отверточная сборка, но ничего нового не разрабатывается.

- Но ведь Китай в свое время тоже начинал с отверточной сборки, с предоставления дешевой рабочей силы, а сегодня там и технологии подтянулись.

- Не надо сравнивать Россию с Китаем. Экономика Китая стартовала практически с нуля, а мы в середине прошлого века были развитой промышленной державой, которая первой запустила человека в космос. Да в 90-е годы мы смеялись над утверждением о том, что Китай сможет обогнать СССР.

- Что еще вы предлагаете?

- Необходимо разработать налоговую систему, стимулирующую появление новых производств. Я даже считаю, что можно сыграть на обычной жадности руководителей предприятий, установив перечень товаров, при производстве которых не платится налог на прибыль.

Государство должно понимать, что максимальную добавочную стоимость, с которой платятся налоги, оно получает с производства, а не с торговли или сферы услуг. Но производству нужны длинные деньги, поскольку оборот там более продолжителен, чем в торговле. Например, в швейном производстве мы за два месяца вносим предоплату за ткани, формируем двухмесячные остатки сырья на складе, само производство занимает месяц, плюс необходимы двухмесячные остатки по готовой продукции, плюс отсрочка до 150 дней по расчету за нашу продукцию. В итоге получается общий срок около года. Значит, нужны длинные кредиты, которые есть во всех развитых странах. Я был в Германии, там производству кредиты дают на 20-30 лет под один процент годовых.

- Одно из ваших предложений заключается в том, чтобы увеличить перечень продукции, подлежащей льготному налогообложению. Что, по-вашему, необходимо включить в такой перечень?

- Я предлагаю восстановить тот перечень, который был отменен в 2002 году. Тогда страну наводнили нефтедоллары, и правительству стало неинтересно развивать производство. И все льготы - на изделия медицинского назначения, на лекарственные средства, на детские товары отменили. А ведь за счет этой льготы выигрывали не столько производители, сколько конечные потребители, имевшие возможность покупать данные товары дешевле.

- И последнее, пятое ваше предложение.

- В 1999 году «ФЭСТ» начал шить спортивные костюмы из тех же тканей, которые использовали такие фирмы, как «Адидас» и «Найк». Но когда мы пришли в представительство Германии и предложили покупать наши костюмы, поскольку они стоили в разы дешевле, нам ответили: «Нет, мы готовы вам помочь купить у нас в стране то, что вам нужно».

Все страны продвигают товары своих производителей. И даже Медведев в бытность президентом признавался, что ему звонят руководители других государств и просят продвинуть ту или иную продукцию на российском рынке. А у нас сегодня из всех мер поддержки экспорта действует только возврат НДС. Системной же работы в этом направлении нет. Если у нас президент или премьер и договариваются о зарубежных контрактах, то только по нефти и газу. Поэтому еще одно мое предложение заключалось в создании в стране института по продвижению отечественной продукции. Но, к сожалению, сегодня в правительстве нет людей, которые разбираются в производстве, и соответственно они не знают, что нужно делать в ситуации, когда реальный сектор экономики - производство - находится в упадке.
Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.