Кандидат в президенты России Владимир Михайлов: «Если бы в 1996 году были приняты мои предложения, Россия сегодня имела бы совершенно иной уровень экономики»

Кандидат в президенты России Владимир Михайлов: «Если бы в 1996 году были приняты мои предложения, Россия сегодня имела бы совершенно иной уровень экономики»
21 Сентября 2017
На завершившейся 14 сентября в Москве международной выставке «Импортозамещение – 2017» сенсаций не случилось. Посетившему мероприятие премьер-министру России Дмитрию Медведеву дали посидеть в кабине новой модели «КамАЗа», разрешили «побибикать» и подарили российский смартфон Inoi R7.
На прошедшем после посещения выставки совещании в правительстве премьер подписал еще постановление об ограничении закупки иностранной мебели для госнужд на ближайшие два года. Подводя итоги, Медведев сказал о том, что в целом в России импортозамещение «продвигается неплохо». Для огромного российского рынка производства продемонстрированные на выставке и озвученные на совещании в правительстве «успехи» в  импортозамещении – капля в море.  
Однако, в России немало специалистов, которые предлагают реальные шаги по улучшению ситуации в стране в этой области. Уже более 20 лет заслуженный изобретатель РФ Владимир Михайлов последовательно выступает за развитие отечественного производства и предлагает конкретные меры для улучшения ситуации в российской экономике.

- Владимир Викторович, сегодня много говорят об импортозамещении: на выставке «Импортозамещение – 2017» в Крокус Экспо, на заседании правительства России, в СМИ. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы от разговоров перейти к реальным делам?

- Первую программу по выходу России из кризиса я написал еще в 1996 году, и тогда же обратился с письмом к президенту Борису Ельцину. Основой для моей программы стала идея увязать размер ввозной таможенной пошлины с уровнем качественного соответствия между импортными и отечественными товарами. То есть, если импортный товар по своим характеристикам в два раза превосходит российский, то и цена на него должна быть в два раза выше. Необходимое соотношение цен можно регулировать, увеличивая таможенную пошлину.

- Повышение таможенных пошлин наполнит бюджет. Но как это поможет развитию нашей экономики?

- Если российские покупатели станут приобретать более доступные отечественные товары, то у наших производителей появится возможность развиваться, повышать свою конкурентоспособность, наращивать объемы производства, а значит, снижать цены на свою продукцию.  А дополнительные средства, полученные от пошлины, необходимо направлять на развитие соответствующей отрасли. Например, у нас не развито производство телевизоров. Значит пошлину, собираемую за ввоз телевизоров, нужно инвестировать в развитие электронной промышленности.
Объем средств, поступающих от таможенной пошлины, будет сигнализировать, с производством каких товаров у нас существуют проблемы. Например, наше предприятие закупает ткани в Турции, Прибалтике, Италии, потому что в России ткани такого качества не производятся. Значит необходимо направлять средства на поддержку и развитие производителей тканей европейского уровня. Но это не делается на протяжении уже нескольких десятилетий. 
 
- Но ведь у нас уже существуют меры государственной поддержки, в том числе и финансовой…

- Льготные кредиты или государственные инвестиции должны быть адресными. Неправильно поддерживать отрасль целиком, например, всю легкую промышленность. По отдельным направлениям российские производители вполне конкурентоспособны.  Надо действовать точечно, выявлять проблемные сектора внутри отраслей. У нас же выделяют субсидии сельскому хозяйству, не понимая, какой при этом будет достигнут результат. Просто нарастить количество производимой продукции – это напрасная трата средств, которая, к тому же, в дальнейшем может привести к банкротству некоторых производителей из-за перенасыщения рынка. Рост объемов производства должен сопровождаться либо повышением внутреннего спроса на данную продукцию, либо возможностью отправлять ее на экспорт.

- Вы говорите о повышении ввозных пошлин, но у России в этой части есть обязательства перед Всемирной торговой организацией…

- Я считаю, что вхождение нашей страны в ВТО принесло только вред, так как наши предприятия были не готовы конкурировать с компаниями, работающими в рыночных условиях более ста лет. Нас бросили учиться плавать в открытый океан.

- А как отнеслись к Вашему предложению по использованию средств, полученных от таможенной пошлины, специалисты?

- В 1996 году я написал письмо не только Борису Николаевичу Ельцину, но и председателю Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадию Вольскому.  Потом у нас состоялась встреча, и он мне сказал: «О том, что надо защищать свое производство пошлиной, я знал и без тебя. Но я не знал, куда направлять эти деньги. А твое предложение инвестировать средства в ту же отрасль, от которой они получены, вполне логично».  Позже Аркадий Вольский рассказал мне, что ходил с этими предложениями к тогдашним министрам: финансов – Александру Лившицу и экономики – Евгению Ясину. Но они сказали, что занимаются макроэкономикой, а мое предложение назвали недостаточно масштабным. 
В 2015 году я обсуждал свою программу выхода России из кризиса с Григорием Явлинским. Выслушав идею о направлении средств, полученных от таможенной пошлины, на поддержку отечественных производителей, он отметил, что она близка по сути к политике импортозамещения, которая сегодня реализуется в стране.
Но курс на импортозамещение был объявлен только в 2014 году! Пока его результаты мало видны. Хотя я начал выступать со своей идеей о пошлинах, напомню, с 1996 года. Если бы мои предложения были приняты, Россия сегодня имела бы совершенно иной уровень экономики. Уверен, чем скорее их примут, тем быстрее у нас начнется развитие отстающих отраслей и секторов производства.

Редакция попросила прокомментировать предложения Владимира Викторовича Михайлова известных российских экономистов. Вот их мнение:
 
Василий Георгиевич Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений:
- Владимир Михайлов выразил простую мысль: нам необходимы заградительные пошлины для того, чтобы ограничить ввоз иностранных, прежде всего, фабричных товаров, а где-то и сельхозпродуктов, чтобы можно было совершенствовать российские аналоги. 

Естественно, что подобные ограничения имеет смысл вводить только для товаров, которые у нас не производят или не могут начать производить в ближайшее время. Возможно, и необходим механизм введения пошлин на товары, производство которых может быть быстро инспирировано на территории Российской Федерации. 

Например, если компания заявляет о том, что она будет производить новые электронные устройства в России, аналог которого ввозится из-за границы, она обращается в специальную правительственную комиссию, назначенную президентом, которая может просто вводить пошлины. 

Однако это фантазии, потому что в реальности наше правительство ориентируется на то, чтобы мы остались членами ВТО и ни в коем случае не проводили  политику заградительных пошлин. 

Единственное, что делается сверху – это поддержка крупных обрабатывающих предприятий. Например, в Сибири нефтеперерабатывающим комбинатам выдаются  льготные кредиты, и эти предприятия начинают бороться с ввозом иностранных товаров. Но этого явно недостаточно. Нам действительно необходима такая радикальная заградительная политика для того, чтобы мы восстановили собственную промышленность.

В практическом плане такие предложения необходимы. Владимиром Михайловым предложен гибкий механизм пошлин: если иностранный товар произведен дешевле, то давайте сделаем так, чтобы не было формального демпинга.  В реальности заградительные пошлины можно обосновать разными способами: экологическими требованиями, требованием к искусственному старению продукции и т.д.

Как сделать так, чтобы подобные предложения были услышаны?  Конечно, одно ухо у нашего руководства уже слышит. Оно начало слышать подобные предложения, когда цены на нефть упали со 120 долларов за баррель к нынешнему уровню 50 «с хвостиком». Когда цены на нефть упадут еще ниже, к тридцати долларам за баррель – начнет слышать и второе ухо. Не обязательно для этого выступать в Госдуме. Достаточно просто выступать в прессе, в блогах, дискутировать с экспертами, готовить доклады. То есть, действовать в публичном пространстве. Этого вполне достаточно.

А вот чтобы идти во власть или проводить свою политику во власти, нужно было родиться и делать карьеру в комсомольские годы, потом что-то схватить или быть на танке с Ельциным. Единственная дорога для этих предложений - общественное пространство.
 
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития (ИНСОР):
-Предложение Владимира Михайлова могло быть логичным, но в условиях советской экономики, а не в нынешней российской, поэтому я не согласен с ним.  Перед вступлением в ВТО Россия брала на себя определенные обязательства. А присутствие импортных товаров нам нужно для усиления внутренней конкуренции.

Другое дело, я бы несколько подкорректировал эти рационализаторские предложения Михайлова и предложил бы стимулировать товаропроизводителей, которые выходят на внешние рынки и завоевывают какие-то экспортные ниши. 

Здесь можно подумать, в зависимости от того, какой экспортный оборот в этом году предъявили, сколько реализовали и получили выручки. В качестве поощрения компания получает налоговую льготу или другие бонусы. Если ввести заградительные пошлины, то нас, во-первых, не поймут во всем мире, так как мы будем нарушать правила ВТО. Во-вторых, с нас спросит наш родной гражданин: что-то я ребята не понимаю: качество то же самое, а цены подросли вслед за импортом? Ну спасибо вам большое!

Что касается предложений по поддержке предприятий инновационной направленности, то у нас сейчас на самом высоком уровне говорится о том, что надо поддерживать предложения по инновационному экономическому развитию. 

У государства с точки зрения «планов громадье» все вроде хорошо и правильно. Сейчас будет введена программа цифровой экономики, есть стимулирование инновационных, высокотехнологичных компаний и многое другое. Просто вопрос не в том, что мы пишем в программах, а как мы это осуществляем. 

Для начала необходимо решить проблему оценки налоговыми органами:  инновационная компания или нет? Автоматического регулирования на этот счет нет. Приходится назначать специальные экспертизы, ходить, обивать пороги. 

Длится это много месяцев. В конечном итоге предприниматель и может получить статус инновационной компании и соответствующие налоговые льготы, но для доказательства этого потребуется много усилий. Поэтому стоило бы еще поразмышлять над этой темой.
Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.