Большинство в областной и городской думе опять у «Единой России». Почему так?

Большинство в областной и городской думе опять у «Единой России». Почему так?
2 Октября 2020

В последние шесть лет у граждан России падают доходы. В стране растет число людей, живущих за чертой бедности: сегодня оно составляет более 21 миллиона человек. Правящая партия — «Единая Россия» приняла целый ряд непопулярных законов, включая пенсионную реформу и обнуление президентских сроков, но в то же время отказалась принимать закон о «детях войны». Все проводимые в стране реформы провалились.

Все это привело к тому, что доверие к «Единой России» упало до рекордно низкого уровня. Однако по итогам прошедших 13 сентября выборов, на которых при явке менее 32 процентов за партию власти проголосовали менее трети избирателей, большинство мест в Костромской областной Думе и в думе города Костромы все равно получили депутаты от «Единой России». Почему так произошло, мы поговорили с лидером снятой с выборов практически в день голосования Партии Социальной Защиты Владимиром Михайловым.

- Владимир Викторович, как бы вы охарактеризовали прошедшую избирательную кампанию?

- Рекордно низкая явка на этих выборах говорит о недоверии людей к власти. Несмотря на то, что голосование впервые проходило в течение трех дней, а бюджетников в пятницу после обеда вместо работы отправляли на избирательные участки (думаю, всем понятно, какую они получили рекомендацию по голосованию), явка пробила очередное дно — на выборы пришли менее 31,9% избирателей. Также на этих выборах отмечен необычно высокий процент недействительных бюллетеней. Если на аналогичных выборах в 2015 году их было только 3,4%, то на этих выборах по области недействительными были признаны 6% бюллетеней, а по городу Костроме — почти 10%.

Участвовавшие в выборах депутатов Костромской областной Думы 11 политических партий я разделил на пять групп.

К первой группе я отношу «Единую Россию» — партию власти, на которую работал мощнейший административный ресурс. Велась незаконная агитация — плакаты «Единой России» и ее кандидаты занимали почти всю площадь на муниципальных информационных стендах. В эфирах ГТРК «Кострома» и областной телерадиокомпании «Русь» еще до официального старта предвыборной кампании рассказывалось про кандидатов, участвовавших в праймериз «Единой России», про то, как депутаты от этой партии контролируют ремонт дорог и занимаются благоустройством дворов. Вблизи избирательных участков, где проводился опрос по программе «Народный бюджет», находились буклеты так называемого «верного голосования» с проставленными галочками за «Единую Россию» и ее кандидатов. То есть велась незаконная агитация.

- С «Единой Россией» понятно, что с остальными группами?

- Вторая группа это партии-спойлеры, я к ним отношу «Коммунистов России» и «Партию пенсионеров». Целью их участия в выборах было оттягивание на себя голосов оппозиционных партий и борьба с неугодными для власти партиями и кандидатами путем написания жалоб, подачи судебных исков и использования запрещенных предвыборных технологий. Например, «Партия пенсионеров» за неделю до выборов в своих листовках применяла наш лозунг «За подъем зарплат и пенсий», заменив слово «подъем» на «рост». Именно «Коммунисты России» и «Партия пенсионеров» подавали иски о снятии с выборов Партии Социальной Защиты и ее кандидатов по одномандатным округам. Кстати, интересы «Коммунистов России» в суде представляла юрист «Единой России».

В третью группу вошли партии, которые в ходе избирательной кампании ругали все, кроме власти. Это «Справедливая Россия», ЛДПР, «Родина», «Новые люди» и «За правду». Не вижу смысла вообще о них говорить.

Четвертая группа — КПРФ и «Яблоко», которые громче всех кричали, что именно они самые оппозиционные партии. От КПРФ из 25 кандидатов по одномандатным округам в областную думу прошла только Ольга Дробышева, которая первоначально планировала выдвигаться от Партии Социальной Защиты, но понимая, что ее могут не допустить до выборов, так как она не сможет собрать и нотариально заверить подписи в свою поддержку, пошла на выборы от КПРФ.

- А почему вы объединили КПРФ и «Яблоко»?

- Это не я их объединил, они сами это сделали, так как у этих двух партий на выборах был общий электоральный юрист и их штабы взаимодействовали.

Руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Александр Лазутин на всех дебатах кричал, что именно они самые демократы и оппозиционеры. Но избирателей не обманешь — за «Яблоко» проголосовали менее двух процентов пришедших на выборы. Вообще уважающие себя политики после такого результата уходят в отставку. Так что, как говорится, надо посмотреть.

Что касается избранного депутата от «Яблока» по одномандатным округам, то Максим Гутерман тоже вел переговоры с Партии Социальной Защиты. Но в последний момент пошел от «Яблока». Кстати, право выдвигать кандидатов без сбора подписей «Яблоко» получило благодаря тому, что в 2015 году, когда Григорий Явлинский предложил мне возглавить партийный список (хотя я никогда не являлся членом партии), на выборах в думу города Костромы «Яблоко» набрало 5,8%.

- Осталась пятая группа.

- Пятая группа, это политическая сила, против которой боролась вся власть — Партия Социальной Защиты, ставшая для жителей Костромской области единственной надеждой на то, что можно изменить жизнь к лучшему. Но сначала за три дня до голосования, а окончательно — в первый день голосования нашу партию решением суда в Москве сняли с выборов (до обеда в первый день голосования 11 сентября она была в бюллетенях и люди за нее голосовали).

Партия выдвинула в областную думу четырех кандидатов по одномандатным округам, и все четверо были зарегистрированы. Первоначально Максиму Постникову отказали в регистрации из-за ошибки в написании даты: в подписных листах вместо «03.08.2020» было указано «03.07.2020». Но это явная описка, так как в этот день подписных листов еще не было, они были изготовлены только 14.07.2020. По такой же описке мы победили в суде по кандидату в городскую думу Георгию Долотову, у которого также вместо «02.08.2020» в одном подписном листе было указано «20.08.2020». Суд признал это опиской и зарегистрировал Долотова. После этого облизбирком экстренно собрался и на заседании принял решение рекомендовать территориальной избирательной комиссии зарегистрировать Максима Постникова, не дожидаясь аналогичного решения суда. Но тем самым были нарушены сроки регистрации кандидата, что в дальнейшем послужило причиной его снятия с выборов во второй день голосования. Если бы областная избирательная комиссия вместе с территориальной сделали все правильно, то Максима Постникова не сняли бы с выборов 12 сентября, когда шел второй день досрочного голосования. Вообще это нонсенс, когда два дня избиратели голосуют за кандидата, а на третий день его фамилию вычеркивают из бюллетеня. Такого в России еще никогда не было! К тому же и в случае с Максимом Постниковым, и в случае с Партией Социальной Защиты иски были поданы к избирательным комиссиям, и предметом судебного разбирательства был порядок регистрации, а не действия кандидата и партии.

По результатам голосования на округе Максима Постникова недействительных бюллетеней было больше, чем голосов за победившего кандидата от «Единой России». Это означает, что Максим Постников победил, только депутатом не стал. Два кандидата от Партии Социальной Защиты — я и Сергей Галичев — были избраны в областную думу.

- Партия Социальной Защиты выдвигала кандидатов и в думу города Костромы. Что с ними?

- Мы выдвинули в гордуму 15 кандидатов, из них 4 по объективным причинам не были зарегистрированы, а 11 успешно прошли регистрацию. В том числе партия по суду добилась регистрации Георгия Долотова и Евгении Лукач (ее зарегистрировали за пять дней до начала голосования). Все 11 кандидатов Партии Социальной Защиты на своих округах заняли второе место. Некоторые уступили победителям всего несколько голосов. На многих округах наши кандидаты могли бы занять первое место, если бы не соперники от КПРФ и «Яблока», у которых не было реальных шансов победить. КПРФ выдвинула в думу Костромы кандидатов почти по всем округам, но избрались всего два депутата. Что касается прохождения в городскую думу от «Яблока» Николая Сорокина, я считаю, это хороший результат. Я поздравляю его с избранием. Тем более что он уже был депутатом городской думы. Это опытный политик, находящийся в оппозиции. Кстати, он также планировал выдвигаться от Партии Социальной Защиты. А вот другие кандидаты от «Яблока» не смогли составить реальной конкуренции, а выполняли роль помощников для кандидатов от «Единой России». Так на округе № 7 из-за выдвинувшегося от «Яблока» координатора штаба Навального в Костроме Александра Зыкова не победил кандидат от Партии Социальной Защиты Евгений Данилов, проигравший всего 14 голосов кандидату от «Единой России» Андрею Махину.

- Есть мнение, что «Единая Россия» показала хороший результат потому, что оппозиция, в том числе и Партия Социальной Защиты, не смогла договориться. Вы согласны с такой оценкой?

- Конечно же нет, и вот почему. Партия Социальной Защиты на выборах в областную думу выставила кандидатов только на 4 округах из 25, и все наши кандидаты боролись с соперниками от «Единой России». К примеру, я шел по округу № 6, по которому избирался уже в пятый раз. Сергей Галичев шел по округу № 8 — микрорайон Давыдовский, где он раньше был депутатом, и противостоял действующему депутату от «Единой России» Дмитрию Аббакумову. Максим Постников шел по округу № 4, который включает территории, входившие ранее — до уменьшения количества избирателей на округах с 32 до 20 тысяч — в 6-ой округ, где я был депутатом. А Алексей Громов шел против кандидата от «Единой России» Сергея Калашника по Заволжью, он там и живет, и работает. Кстати, против своего непосредственного начальника, и теперь его могут уволить.

На выборах в городскую думу от Партии Социальной Защиты были зарегистрированы 11 кандидатов. Так как и партия, и выдвинутые от нее кандидаты должны были собирать подписи в cвою поддержку, то конференцию по выдвижению мы провели раньше всех. Значит, партии, которые проводили конференции позже нас, могли избежать столкновения кандидатов, имеющих высокие шансы на победу. Так что какие-либо упреки лично в мой адрес или в адрес Партии Социальной Защиты считаю необоснованными.

Комментировать
Ваш комментарий появится на сайте после модерации.